На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТРАВА ЛУГОВАЯ

10 подписчиков

ТАТАРСКАЯ ГРУППА

     Это было начало 1990 года. В эти годы повсеместно поднимался рост национального самосознания. Многие начали стремиться к поиску родных национальных корней. В Ташкенте возникло несколько культурных центров, в том числе и татарский культурный центр, встречи которого проходили на базе музея Дружбы народов.

     При центре был кружок изучения татарского языка. Занятия в кружке вела очень милая изящная женщина. Спустя пару месяцев после начала занятий в нем, я даже рискнула начать читать по-татарски. Развивать разговорную речь в рамках семьи было невозможно – к тому времени татароязычное поколение нашей родни отошло в мир иной.

      Там же, при центре, можно было посещать занятия по основам мусульманского вероучения. Осваивали арабский алфавит, учили символ веры, правила совершения намаза.

       Что и говорить, время было интересное и новые интересные возможности открывало оно перед человеком.

     Как это часто бывает, большие дела иногда начинаются с пустяка. Для меня оно началось с простого уличного объявления.

     Объявление было написано на небольшом бумажном листке. Уже пожелтевшее, оно было прочно приклеено к водосточной трубе. Точного текста сейчас уже не помню, а смысл был такой, что родители, желающие, чтобы их дети посещали группу детского сада с татарским языком обучения, могут позвонить по такому-то телефону. По телефону откликнулся женский голос, так мы познакомились с Люцией.

    Люция проделала большую работу по привлечению родителей в группу. Объявления были только маленькой частью этой работы. Встречалась с татарскими семьями, в которых были дети дошкольного возраста, убеждала, объясняла, обзванивала, собирала на собрания у себя дома.

       Многие отказывались сразу, выдвигая разнообразные аргументы: далеко водить в садик, зачем это надо, сейчас лучше английский язык учить, где вы возьмете воспитателей… Две подруги-татарки сказали: - Вот мы знаем только татарский язык, но не знаем русского, поэтому хорошей работы нам не найти, техничками работаем. Некоторые семьи уже готовились к отъезду из Узбекистана. Серьезным аргументом было и то, что в саду дети могут освоить язык, а что они потом будут делать в школе. Нужно будет создавать класс с татарским языком обучения?

     Можно сказать, что языковая ассимиляция это проблема татарских семей в Узбекистане – носители языка постепенно уходят, дети знают разговорный язык, а внуки языка уже не знают совсем. Одна моя знакомая говорила, если в Ташкенте встречаются две татарки, то они почти всегда говорят или по-русски или по-узбекски.

      Но еще до открытия группы было много куда более насущных проблем.

Надо было получить разрешение гороно, а потом районо на открытие группы. Эти переговоры Люция провела практически самостоятельно, иногда привлекая родителей. К чести органов образования, с их стороны никаких запретов и особенных препятствий не было, хотя дело было новое. Скорее потребовалось то, что называется хлопотами - ходить по кабинетам ответственных лиц, писать заявления в инстанции.

 

 

 

У меня не осталось снимков здания детского сада. Эти две фотографии я нашла в Яндексе. Если это и не наш садик, то очень похож


    

 

Только однажды, когда я уже пошла выписывать путевку на своего ребенка, инспектор районо, заполняя бланк, сказала: - Зачем это надо? И кто это придумал детей по национальностям делить? А когда я ответила, что это инициатива родителей, желание учить детей родному языку, она спохватилась и сказала: - А, ну тогда совсем другое дело.

      Сложным  оказалось сразу найти подходящих воспитателей и нянь. Особенно, воспитателей. Ведь многие женщины, знавшие язык, знали именно разговорную речь, не были знакомы с методикой преподавания. Или вообще не имели педагогического образования и навыков работы с детьми.

      Но первый и важный шаг был сделан. Татарская группа была открыта в 1990 году на базе детского сада № 391, находившегося на 24 квартале Чиланзара.

 

 

 

У меня не осталось снимков здания детского сада. Эти две фотографии я нашла в Яндексе. Если это и не наш садик, то очень похож

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти фотографии были сделаны в самый первый день работы группы.

Инна Федоровна с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


        Группа получилась разновозрастная. Администрация детского сада с пониманием отнеслась к открытию необычной группы. И, пока не была найдена подходящая воспитательница, закрепила за нашей группой опытного и толкового воспитателя обычной русской группы. Ее звали Инна Федоровна. Несмотря на то, что ее работа в группе была временной, она с большим вниманием и интересом отнеслась к детям, помогла им освоиться в саду, особенно тем, кто до этого в садик не ходил.

      Родители в первый день пришли вместе с детьми

 

 

 

 

Занятия языком, на первых порах, взяла на себя все та же неутомимая Люция, и надо сказать, занималась этим очень увлеченно. Она сама в это время активно осваивала язык. И даже родителям, не владевшим языком, давала дельные советы, какие приемы лучше использовать, изучая язык вместе с ребенком.

    

 

 

 

 

 

 

 

Девочку, которая стоит, звали Дания. Ей сейчас должно быть примерно 25 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Не всегда гладко складывались и отношения в группе родителей, на первых порах были трения. Татары любят говорить о себе, что они не очень сплоченные. Но сейчас, когда прошло столько лет, мне кажется, что дело было не в плохой сплоченности, а в том, что родителями хотелось сразу больших зримых результатов. Тогда как воспитание и обучение дело скорее неспешное.

 

 

 

 

 

 


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папа играет с сыном. Супружеская чета - Владимир и Фарида, они водили в группу двоих детей. Ими и были сделаны эти черно-белые фотографии

 

 

 

    Вскоре воспитательница была найдена, и еще какая! Носитель языка, человек, знавших и понимавший родную культуру. Она не была профессиональным педагогом, а работала прежде в театральной сфере. Поэтому в группе очень быстро наладилась подготовка к праздникам, включавшая как традиционное заучивание стихотворений, так и разучивание ролей, потому что предполагались элементы театрализации. Контакт с детьми у нее был очень хороший. Это были скорее отношения бабушки с внуками. Причем бабушки интеллигентной, обладавшей художественным вкусом.

 

 

 

 


     В течение года она вела нашу группу, и даже потом, когда подобрали сменных воспитателей, она осталась вести в группе музыкальные и речевые занятия, готовила с детьми праздники.

     Начались подготовки к утренникам, заучивание стихотворений на родном языке, а вскоре и сами выступления детей.

 

 

 

 

Первый завтрак в новой группе

 


     Родители сами шили для детей национальные костюмы к праздникам. Мастерили калфаки, расшивали фартучки и тюбетейки национальными узорами.

     Тогда же в Ташкенте появилась возможность покупать детский журнал на татарском языке. Журнал был замечательный, отпечатан в Финляндии, иллюстрированный, красочный.     

 

 

 

 

 

Утренник ко Дню 8 Марта. 1991 год

 

 

 

    

     Уже весной 1991 года наша группа приняла участие в городском сабантуе. Участвовали в конкурсах, танцевали, веселились вместе с взрослыми.   

 

 

 

 


     Спустя два года, моя дочь пошла в школу, а вскоре, мы покинули Ташкент. Это было время, когда очень многие  уезжали. И не обязательно в Казань (шутка!..) Сама Люция резко отрицательно относилась к идее отъезда, даже на историческую родину, и о себе говорила «драпать никуда не собираюсь!»

 

 

 


     Никаких знакомств, заведенных тогда в садике, у меня не сохранилось. Остались только воспоминания и несколько снимков в детском альбоме дочери.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Преставленные здесь черно-белые фотографии были сделаны в самый первый день работы татарской группы. Взрослые на снимках – родители. Сейчас этим детям приблизительно по 23-25 лет. Какими они выросли? Кем они стали? Вспоминает ли кто-то из них свою группу? Может кто-нибудь узнает себя на снимках.

     Как дальше развивалась наша татарская группа? Сколько лет просуществовала? Есть ли она сейчас?

     Может я когда-нибудь узнаю ответы на эти вопросы!

Картина дня

наверх